Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №4 с углубленным изучением отдельных предметов" г.Усинска
Город Усинск, Республика Коми
  • Методические рекомендации по адаптации образовательных программ организаций отдыха и оздоровления детей различных типов для работы с несовершеннолетними, состоящими на учетах в подразделениях по делам несовершеннолетних территориальных органов МВД России

    Автор: Заверюха В.К.
    Методические рекомендации по адаптации образовательных программ организаций отдыха и оздоровления детей различных типов для работы с несовершеннолетними, состоящими на учетах в подразделениях по делам несовершеннолетних территориальных органов МВД России.

    Методические рекомендации
    по адаптации образовательных программ организаций отдыха и оздоровления детей различных типов для работы с несовершеннолетними, состоящими на учетах
    в подразделениях по делам несовершеннолетних территориальных органов МВД России и комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципальных образований


    Методические рекомендации по адаптации образовательных программ организаций отдыха и оздоровления детей различных типов для работы с несовершеннолетними, состоящими на учетах в подразделениях по делам несовершеннолетних территориальных органов МВД России и комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципальных образований (далее – Методические    рекомендации)    содержат    материалы,    раскрывающие    нормативно-правовые документы, регламентирующие в настоящее время деятельность учреждений (организаций) по организации детского отдыха и оздоровления и программно-методические основы организации и содержания летнего отдыха и оздоровления несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации, склонных к совершению правонарушений и состоящих на различных видах профилактического учета.
    В Методических рекомендациях нашли отражение инновационные модели и технологии, направленные на реализацию перспективных направлений содержательного отдыха детей и подростков, оказания им социальных услуг по оздоровлению, социализации и социально-психолого-педагогической поддержке.
    Важной стороной данной работы является реализация комплексного личностно-ориентированного подхода для гармоничного, разностороннего развития личности в целом, включающего: образовательный; тренировочный; досуговый; воспитательный и др. компоненты.
    В Методических рекомендациях акцентируется внимание на том, что при адаптации программ организации отдыха и оздоровления детей различных типов для работы с несовершеннолетними, необходимо уделять особое внимание решению следующих задач:
    •    обеспечение    психологической,    медицинской    и социальной    реабилитации несовершеннолетних, включая коррекцию их поведения и адаптацию в обществе;
    •укрепление физического и нравственного здоровья детей и подростков, пропаганда здорового образа жизни;
    •осуществление индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, предупреждение совершения ими правонарушений и антиобщественных действий;
    •организация активного досуга и отдыха детей и подростков путем привлечения к спортивным и культурным мероприятиям;
    •реализация программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних;
    •привитие детям и подросткам навыков работы в коллективе, приобщение их к трудовой деятельности;
    •организация мероприятий, направленных на профилактику наркомании, алкоголизма, табакокурения.
    Кроме того, в Методических рекомендациях представлен авторский опыт работы организаторов каникулярного отдыха детей и подростков.
    Введение

    В современном обществе место подрастающего поколения не является однозначным. С одной стороны, предпринимаются попытки возродить те общественные институты, которые способствовали воспитанию взрослеющего человека через коллектив и в коллективе (молодежные организации, движения, трудовые отряды, профильные лагеря и пр.), но с другой стороны, уже выросло поколение индивидуумов, которые не считают, что в условиях современной реальности нужно вести социально одобряемый образ жизни и стремиться к личностному самоутверждению и самоопределению в русле социальных ценностей и норм поведения.
    Известно,    что    личностные    проявления    в поведении    подростка,    складываются не произвольно и выступают результатом сложного процесса воздействия социальных условий, в которых подросток существует и действует.
    К сожалению, невнимание взрослых к проблемам несовершеннолетних, нередко приводит к тому, что дети, пассивно усваивая негативные модели поведения в «стихийном социуме» и активно апробируя в своей жизнедеятельности, не имея знаний и социальных навыков, необходимых для позитивного взаимодействия с социумом, становятся жертвами выбранной модели поведения (изолируются от общества, становятся инвалидами, некоторые погибают).
    Не менее    существенным    стимулом    к совершению    преступлений    и правонарушений является алкоголь. И хотя сегодня существует закон о запрете реализации алкогольной продукции детям и подросткам, ожидаемого эффекта он пока не приносит: крепкие напитки нередко доступны всем.
    Еще одна причина детской и подростковой преступности кроется в обилии сцен насилия, которыми пестрят экраны телевизоров. На подсознание детей действуют и всевозможные компьютерные игры, в которых льются реки крови, а жалость и сострадание трактуются как проявления слабости.
    Также некоторые проступки и правонарушения совершаются подростками из-за озорства или любопытства, из желания развлечься, показать силу, смелость, утвердиться в глазах сверстников (нередко это самоутверждение оказывается связанным с насилием). И чем старше становятся    подростки,    тем    чаще    их    асоциальное    поведение    делается    рациональным, спланированным, и тогда на первое место выходят мотивы корысти, выгоды, зависти.
    Часто в «группу риска» попадают несовершеннолетние, в близком окружении которых находится много «криминальных» личностей (родственников или друзей). Такие подростки быстро усваивают преступные способы поведения и сознательно начинают им следовать.
    И, наконец, к совершению правонарушений могут быть склонны те подростки, у которых оказались неразвиты высшие чувства (совесть, чувство долга, ответственность, привязанность к близким). Такие подростки практически не читают, заполняют свободное время беспорядочным просмотром развлекательных телепередач или проводят его в компании похожих на них сверстников. Больше всего они ориентированы на получение сиюминутного удовольствия, равнодушны к чужим переживаниям и страданиям. Вот примеры «жизненных девизов» таких подростков: «Только слабые и трусливые люди выполняют все правила и законы»; «Если нельзя, но очень хочется, то можно»; «Удовольствие — это главное, к чему стоит стремиться в жизни».
    Многим подросткам присуще стремление освободиться от навязчивого контроля и опеки родителей. Критически относятся они и к ценностям, существующим в мире взрослых. Ведь с точки зрения подростка, для утверждения себя необходимо отвергнуть прежнее, «устаревшее»!
    Нередко противоправные действия совершаются подростками не только ввиду незрелости психики, но и часто в силу нарушения психического развития. Например, последствия черепно-мозговых травм или других нарушений психики часто приводят к невозможности полностью осознать    последствия    своих    поступков,    а также    к трудностям    самоконтроля,    излишней возбудимости и вспыльчивости. Такие подростки быстро начинают злиться или впадать в гнев; могут ударить обидчика, даже если повод незначителен; в возбужденном состоянии плохо контролируют свои действия (бьют посуду, швыряют вещи, ломают мебель).
    Мощным фактором криминализации поведения подростка является наказание, связанное с лишением/ограничением свободы, так как именно криминальная субкультура исправительного

    учреждения часто способствует перерастанию возрастной оппозиции в криминальную.
    Психика    подростка    по-разному    реагирует    на фактор    изоляции.    Попадая    в места лишения/ограничения свободы, несовершеннолетние преступники, в силу незрелости психики, отсутствия устойчивых морально-этических установок и иных сдерживающих механизмов, легко приобретают новые антиобщественные привычки и идеологию. Нередко криминальная система ценностных ориентаций становится более привлекательной и кажется более «справедливой», чем те нормы, с которыми они сталкивались на» свободе».
    В размышлениях подростков присутствуют устойчивые установки и социальные ожидания по типу «сегодня пожить для себя и одним днем», рассчитывая на то, что в ближайшей перспективе все само собой стабилизируется. Для подростков характерна незрелость суждений, отсутствие    навыков    конструктивного    общения,    пренебрежение    нормами    и правилами законопослушного поведения, недостаточная сформированность мотивационно-волевой сферы и противоречивость социальных установок и ожиданий, что во многом сдерживает стремление к изменению своей личности в позитивном направлении.
    Таким    образом,    самые    разные    пути    приводят    подростка    к правонарушению и преступлению, самые разнообразные причины могут способствовать ситуации конфликта с законом, но независимо от тяжести совершенного им преступления – он, личность, нуждающаяся в особой социальной и психолого-педагогической помощи и поддержке.
    Процесс реабилитации такой категории детей и подростков может растянуться на многие годы, поскольку ПЕРЕвоспитание, ПЕРЕобучение и РЕсоциализация относятся к наиболее трудоемким процессам, т.к. «тяжело наполнить чащу, если она уже наполнена». Яркий пример этому утверждению: поведение самих подростков, которые часто отказываются принимать активное участие в коллективных творческих делах, организуемых специалистами, а если и принимают участие, то с трудом выстраивают взаимоотношения со сверстниками и педагогами: занимая пассивную позицию потребителя, зрителя, слушателя.
    Такое положение создает опасность снижения эффективности воспитательного процесса образовательной организации, задачами которого является развития у несовершеннолетних социально значимых ценностей и навыков поведения, опыта самостоятельной деятельности и построения субъект-субъектных отношений.
    Только    взвешенное    сочетание    индивидуального    и коллективного    педагогического воздействия/взаимодействия, применение различных форм и видов внеурочной деятельности в коррекционно-педагогической работе с подростками с отклоняющимся поведением усиливает ее результативность, помогает сделать процесс преодоления недостатков в развитии личности и девиаций в поведении подростков действенным, а задачи по формированию положительных качеств его личности, интеграции в социум вполне осуществимыми.

    Cкачать файл 

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie