Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №4 с углубленным изучением отдельных предметов" г.Усинска
Город Усинск, Республика Коми
  • Родительское собрание по выбору модуля ОРКСЭ состоится 22 марта 2024 года

    Автор: Заверюха В.К.
    Для 3 А класса в кабинете 213 (18.00 ч); Для 3 Б класса в кабинете 105 (18.30 ч); Для 3 В класса в кабинете 107 (19.00 ч). Перед собранием просим ознакомиться со следующей информацией:
    Родительское собрание по выбору модуля ОРКСЭ состоится 22 марта 2024 года.

    Перед собранием просим ознакомиться со следующей информацией:
    «Содержание модулей курса ОРКСЭ»
    Уважаемые родители!
    Согласно Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 января 2012 г. № 69 Федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального общего образования устанавливает обязательные для изучения учебные предметы: Русский язык, Литературное чтение, Иностранный язык, Математика, Окружающий мир, Изобразительное искусство, Музыка, Технология, Физическая культура, Основы религиозных культур и светской этики».  С 2012 - 2013 уч. года предмет «Основы религиозных культур и светской этики» (сокращенно ОРКСЭ) является обязательным для изучения предметом.
    «В рамках учебного предмета Основы религиозных культур и светской этики с IV класса по выбору обучающихся или по выбору их родителей (законных представителей) изучаются 6 модулей:
    основы православной культуры,
    основы исламской культуры,
    основы буддийской культуры,
    основы иудейской культуры,
    основы мировых религиозных культур,
    основы светской этики»
    Цель комплексного учебного курса ОРКСЭ – формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений»
    Задачи учебного курса ОРКСЭ:
    1. Знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
    2. Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
    3. Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
    4. Развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
     Предмет «Основы религиозных культур и светской этики» в современных условиях уникален. Впервые за последние десятилетия российских школьников начали систематически знакомить с историческими и культурологическими основами традиционных религий: православия, ислама, буддизма, иудаизма, составляющих фундамент тысячелетней культуры нашей страны, с национальными духовными и этическими традициями.
    Школьники вместе с учителями и родителями размышляют над важнейшими вопросами жизни:
    Что такое человек?
    В чем смысл жизни?
    Почему надо следовать добру и избегать зла?
    Как правильно строить отношения с другими людьми?
    Почему нравственная личность созидает и живет, а безнравственная разрушает и умирает?
    Школьный учитель последовательно, глубоко, профессионально говорит с детьми о морали, нравственности, духовности, об их значении в жизни человека, семьи и общества, о душе, совести, обязанностях человека, раскрывает перед ними жизненные смыслы традиционных нравственных заповедей.
    Один из модулей изучается обучающимся с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей). Содержание каждого модуля ориентировано на знакомство с соответствующей культурой и религиозной или светской традицией и не содержит критических оценок других религий и мировоззрений.
    Обязательный минимум содержания основных образовательных программ:
    Основы православной культуры. Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и её ценности.
    Основы исламской культуры. Введение в исламскую духовную традицию. Культура и религия. Пророк Мухаммад - образец человека и учитель нравственности в исламской традиции. Столпы ислама и исламской этики. Обязанности мусульман. Для чего построена и как устроена мечеть. Мусульманское летоисчисление и календарь. Ислам в России. Семья в исламе. Нравственные ценности ислама. Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности проведения. Искусство ислама.
    Основы буддийской культуры. Введение в буддийскую духовную традицию. Культура и религия. Будда и его учение. Буддийские святые. Будды. Семья в буддийской культуре и её ценности. Буддизм в России. Человек в буддийской картине мира. Буддийские символы. Буддийские ритуалы. Буддийские святыни. Буддийские священные сооружения. Буддийский храм. Буддийский календарь. Праздники в буддийской культуре. Искусство в буддийской культуре.
    Основы иудейской культуры. Введение в иудейскую духовную традицию. Культура и религия. Тора — главная книга иудаизма. Классические тексты иудаизма. Патриархи еврейского народа. Пророки и праведники в иудейской культуре. Храм в жизни иудеев. Назначение синагоги и её устройство. Суббота (Шабат) в иудейской традиции. Иудаизм в России. Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев. Ответственное принятие заповедей. Еврейский дом. Знакомство с еврейским календарём: его устройство и особенности. Еврейские праздники: их история и традиции. Ценности семейной жизни в иудейской традиции.
    Основы мировых религиозных культур. Культура и религия. Древнейшие верования. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира. Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий.
    Основы светской этики. Культура и мораль. Этика и её значение в жизни человека. Праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит быть нравственным в наше время? Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Образование как нравственная норма. Методы нравственного самосовершенствования. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
    Все модули курса согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания.
    Каждый из модулей разделяется на 4 блока.
    1. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час);
    2. Основы традиционных религий и светской этики (16 часов).
    3. Традиционные религии и этика в России (13 часов);
    4. Духовные традиции многонационального народа России (4 часа).
       Такая конструкция дает возможность родителям выбрать, а школьникам изучать один модуль и одновременно скрепляет разные модули общими блоками, обеспечивая педагогическое единство предмета «Основы религиозных культур и светской этики». Модульное построение нового учебного предмета реализует неотъемлемое право гражданина демократического государства на свободный выбор и отражает особенность России как великой страны с богатыми и разнообразными духовными традициями.
    В каждой семье свои традиции, мировоззренческие или религиозные предпочтения. Школа обязана их учитывать. Но формальное разделение учащихся на группы не будет приводить к их духовному размежеванию. Для такого утверждения есть основания.
    Во-первых, предмет имеет не вероучительный, а культурологический характер, а культура у нас одна – культура многонационального народа России.
    Во-вторых, содержание всех модулей комплексного учебного предмета подчинено общей цели – воспитанию личности гражданина России посредством приобщения его к одной из национальных духовных традиций.
     В-третьих, содержание всех модулей группируется вокруг трех базовых национальных ценностей:
    1) Отечество,
    2) Семья
    3) Отечественная культурная традиция (православная, исламская, буддийская, иудейская, светская).
    На этих базовых ценностях – Родина, семья и традиция - будет осуществляться воспитание детей в рамках нового предмета.
    В-четвертых, новый предмет организован таким образом, что школьники, выбравшие для систематического изучения определенный модуль, получат общие представления и о содержании других модулей.
    И по месту в учебном плане, и по содержанию курс служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников.
    С одной стороны, учебный курс ОРКСЭ дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», с которым знакомятся учащиеся основной школы.
    С другой стороны, этот курс предваряет предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России», «История», которые школьники будут изучать в 5 классе.
    Структура курса предполагает максимально тесное взаимодействие детей и родителей.
    Для курса «Основы религиозной культуры и светской этики» издательством «Просвещение» выпущены учебные пособия «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур» и «Основы светской этики».
    В качестве методологического принципа разработки всех учебных пособий выбран культурологический подход, способствующий формированию у учащихся первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики, учитывающий уже имеющийся круг знаний учащихся, а также межпредметное взаимодействие.
    В рамках преподавания комплексного учебного курса ОРКСЭ не предусматривается обучение религии (преподавание вероучения). Все представленные материалы учебных пособий курса ОРКСЭ адаптированы с учетом возрастного восприятия младших подростков. Обучение безотметочное.
    Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу
     В результате изучения Основ религиозных культур и светской этики ученик должен:
    знать/понимать:
    основные понятия религиозных культур;
    историю возникновения религиозных культур;
    историю развития различных религиозных культур в истории России;
    особенности и традиции религий;
    описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений, праздников и святынь;
    уметь:
    описывать различные явления религиозных традиций и культур;
    устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей;
    излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры (культур) в жизни людей и общества;
    соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры;
    строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;
    осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий;
    участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам».
    Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора обучающегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.
    ________________________________________
    «Горячая линия»: 20664 (110) Филиппенко Эльвира Рауисовна, старший инспектор Управления Образования

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie