Для детей с ограниченными возможностями здоровья доступны различные формы получения образования в различных образовательных организациях:
• обучение совместно с другими обучающимися,
• обучение в отдельном классе обычной школы,
• обучение в специальной школе,
• индивидуальное обучение на дому,
• обучение в негосударственном образовательном учреждении (организации),
• дистанционное обучение.
Организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на дому в школе по месту жительства осуществляется по медицинским показаниям в соответствии с индивидуальной программой реабилитации (ИПР) по заключению педиатрического бюро медико-социальной экспертизы (для детей-инвалидов) или по заключению клинико-экспертной комиссии медицинских учреждений системы здравоохранения. Обучающиеся выводятся на индивидуальное обучение на дому в соответствии с перечнем заболеваний, указанных в письме Министерства просвещения РСФСР и Министерства здравоохранения от 8/28 июля 1980 года № 281-М/17-13-186. Родители могут выбрать и обучение в форме семейного образования. Названные в статье 10 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Очно-заочная (вечерняя), заочная форма получения образования, экстернат, с использованием дистанционных образовательных технологий, самообразование вряд ли могут рассматриваться как подходящие для получения общего образования детей с особенностями развития, для которых задача социализации выходит на первый план.
Допускается сочетание различных форм получения образования.
Условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В качестве основной цели в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья в МБОУ СОШ №10 рассматривается создание условий для получения образования всеми детьми указанной категории с учетом их психофизических особенностей.
Задачи:
• обеспечение условий для реализации прав обучающихся с ОВЗ на получение бесплатного образования;
• организация качественной коррекционно-реабилитационной работы с обучающимися с различными формами отклонений в развитии;
• сохранение и укрепление здоровья обучающихся с ОВЗ на основе совершенствования образовательного процесса;
• создание благоприятного психолого-педагогического климата для реализации индивидуальных способностей обучающихся с ОВЗ;
• совершенствование системы кадрового обеспечения.
В МБОУ «СОШ № 4 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Усинска созданы условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами:
• школа реализует специальные (коррекционные) программы начального общего и основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
• по медицинским и социально-педагогическим показаниям и на основании заявления родителей (законных представителей) обучающихся организуется индивидуальное обучение на дому;
• вопросы деятельности МБОУ «СОШ № 4 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Усинска, касающиеся организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья регламентированы Уставом и локальными актами.
• в целях обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья в полном объеме образовательных программ, а также коррекции недостатков их физического и (или) психического развития в школе оказывается психолого-педагогическое сопровождение
• для обеспечения эффективной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в МБОУ «СОШ № 4 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Усинска проводится информационно-просветительская, разъяснительная работа по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса - обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
Какими нормативными правовыми актами детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья гарантировано право на получение образования?
Каждому ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ, Семейным кодексом РФ и другими нормативными правовыми актами.
В 2012 г. Российская Федерация ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов, согласно которой Россия не только признает право инвалидов на образование, но и должна обеспечивать образование детей-инвалидов на всех уровнях образования. Для реализации данной цели нормативные правовые акты, регулирующие социальную защиту инвалидов в РФ, приводятся в соответствие с положениями Конвенции.
Согласно Закону №181-ФЗ государство поддерживает получение инвалидами образования и гарантирует создание необходимых условий для его получения.
Приказ Минпросвещения от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
Нормативно - правовые документы по введению ФГОС с ОВЗ:
1. Приказ Министерства образования и науки РФ №1598 от 19.12.2014г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
2. Приказ Министерства образования и науки РФ №1599 от 19.12.2014г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».